Stop COVID19 Сайт работает в тестовом режиме
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
(0 371) 200 88 11
ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН
(0 371) 232 80 63

Бурчмулла лесное хозяйство

На территории Бричмуллы в средние века сходились горные пути из Чача (Ташкента) в Семиречье, Фергану, долины Коксу, Чаткала. Как говорят археологи, в тот период Бричмуллу считали городом (правда, у него было иное чем сейчас название), который с трех сторон был защищен реками. Отвесные берега считались естественной и надежной фортификационной линией. Археолог и историк Сервер Аширов отмечает: "с восточной стороны город прикрывала оборонительная стена, сохранившаяся в виде вала длиною в 550 м и высотою до 2,5 м. Общая площадь городища - около 16 га".

Вплоть до ХХ века у Бричмуллы существовала переправа через реку Чаткал. В юго-западной части городища была отмечена небольшая, незаметная тропинка, ведущая к берегу. Здесь в скале жители пробили туннель, который позволял во время осады осуществлять спуск к воде и наполнять запасы питья. Дома горожан строились из пасхы (глина и сено) с добавлением камней, стены достигали толщины в полметра, а у тех зданий, которые служили для обороны, - полутора метров. Начало жизнедеятельности поселка археологами датируется VI веком нашей эры. Это пора могущества тюркского каганата, когда в предгорных и горных районах Чирчика стали возникать оседлые поселения и укрепленные замки. Бричмулла играла важную роль уже в период возникновения как крепость, охранявшая пути в горные, богатые различными металлами, районы. В IX-X веках поселение разрослось в город, обнесенный стеной. В его северной части располагалось особое укрепление с гарнизоном.

Основная масса горожан занималась рудокопством и обработкой металла. Ремесленники плавили и обрабатывали железо и медь. Археологи и геологи зафиксировали в горных районах Коксу и Чаткала древние выработки, связанные с добычей полиметаллических руд. Интенсивно добывались мышьяк, минеральные краски, серебряно-свинцовые руды. Для добычи железа использовали обогащенные гематитом гальки, собирая их в русле рек. Обнаружены печи с мехами для принудительной подачи воздуха при плавке железа.

Некоторые археологи задавались вопросом, что за город располагался на месте нынешней Бричмуллы? Существует версия, что это Ардланкент, единственный из упомянутых в Х веке городов долины Чаткала, между тем основные археологические материалы городища относятся к XI-XII векам. Но есть противники этой версии, утверждавшие, что Ардланкент - это город Кульбескан, расположенный в устье реки Аксу, площадью в 8 га.

Как бы там ни было, город опустел к XII веку, в конце XIV-XVI веков он опять возрождается, однако периодически угасал и расцветал до XVIII века. После этого его окончательно забросили, и лишь затем несколько выше от него было заложено новое поселение - Бричмулла (Бурч - башня, угол, возможно, от названия строения, находившегося в между гор). Впоследствии произошло расселение части жителей по правобережью Коксу - в поселок Яккатут.

Да, в окрестностях Бричмуллы в XVIII-XIX веках добывали золото. Механизм его был прост: натягивали шерстяные ковры, сверху засыпали песок и заливали водой, которая уносила песчинки, а золотые чешуйки застревали в ворсе ковра. Четыре человека за один день добывали 10-30 золотника (это 42,7-128,1 грамм). В 1860 году здесь наладили производство чугуна.

ВВЕДЕНИЕ - КОРОТКОЕ И БЕЗ ЛИШНЕГО ТРЕПА

В начале августа мне группа исследователей Межгосударственного трансграничного проекта Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня предложила совершить пеший поход по горам, расположенных возле поселка Бричмулла в Ташкентской области.

Бывшие советские граждане слышали о Бричмулле из песни знаменитых бардов - супруг Никитиных. Правда, того поселка уже давно нет - изменилась жизнь, да и экономическая, политическая и социальная ситуация сделали Бричмуллу совсем другой. Но все равно особый колорит и атмосфера бытия здесь сохранились. Именно это до сих пор притягивает любителей этнографии, истории, собирателей народного творчества.

Инициативная группа из местных жителей, стремящая создать здесь цивилизованную индустрию гостеприимства, предложила экспертам проекта изучить потенциальные возможности Бричмуллы в этой сфере. Следует отметить, что туризм в поселке развивается в настоящее время стихийно и сезонно, сервис колеблется от приемлемого до плохого. Весьма сложно конкурировать с другими поселками - Чимган, Хумсан, Ходжикент, Юсуфхона, где инфраструктура создана уже давно и эти места в рекламе не нуждаются. Кстати, там функционируют и крупные отели в три-четыре "звезды", и цены там такие же "звездные" (до $250 в сутки). Да и СВТ (Community Based Tourism - туризм, основанный на местном сообществе) там начал развиваться.

Бричмуллинцы предложили рассмотреть несколько бывших когда-то в советские времена популярных маршрутов, в частности треккинг:

- многодневный по живописному ущелью реки Коксу до Голубого озера (35 км в одну сторону), которое считается одним из красивейших мест в Узбекистане,

- однодневный по Куласьинскому каньону (15 км, кольцо) с подъемом на панорамную точку отрога Коксуйского хребта,

- многодневный по западной оконечности Пскемского хребта из Яккатута до Богустана через перевал Келенчек Восточный 2337м (20 км),

- многодневный по ущелью реки Коксу, через перевал Алям (1995 м) в долину реки Чаткал (Кыргызстан, Беш-Аральский заповедник).

Кроме того, бричмуллинцы хотели возродить веломаршруты вокруг Чарвакского водохранилища (60 км, кольцо), а также поездки верхом на лошадях:

- однодневный к 30 метровому водопаду на реке Пальтау и гроту неандертальского человека (20 км, радиально),

- многодневный к устью реки Чавата, правого притока реки Коксу по геологической дороге Пскемского хребта (14 км, радиально). Как видно из этого, планы грандиозные, но вполне осуществимые.

Еще одна форма туристских услуг - это катание на байдарках и водных лыжах вдоль побережья Чарвакского водохранилища. В свое время все эти пути были сертифицированы, и по ним бегали гости из Сибири, Дальнего Востока, Прибалтики и даже Кавказа, где горами, казалось, не удивишь. Но прошло много лет, пути пришли в негодность (сели, оползни, влияние флоры и фауны), и необходимо заново изучать ситуацию.

Для меня же был приготовлен поход под названием "В поисках чалмы Ходжи Насреддина". Весьма романтичный и многообещающий турпродукт. То есть мне, "кабинетному" туристу вначале предлагалось заночевать в доме одного из жителей, попробовать местной пищи, посмотреть концерт, а утром пошевелить ножками в сторону гор и оценить, осилит ли этот путь обычный турист без особых спортивных достижений. Гм, думал я, если честно, недолго и согласился. Действительно, а чего ради сидеть в жарком Ташкенте в субботу и воскресенье?

И я стал собираться. Взял, как всегда, кепку от солнца (в горах солнце - это вам не лампочка дневного света, может изжарить как высокочастотная печь - печальный опыт уже есть на сей счет у меня), спортивную одежду и мягкие китайские тапочки - в них удобно ходить по тропе. Лишь потом я осознал, что эта обувь никак не подходит для скалолазанья - именно этим, к моему ужасу, мы занимались вторую часть горного треккинга. Аптечка, бинокль, цифровая камера, блокнот с ручкой - это атрибуты, необходимые для путешествия, созерцания местности и описания маршрута.

ГЕОГРАФИЯ

Поселок Бурчмулла расположен в юго-восточной части Чарвакского водохранилища на высоте 960 метров западной оконечности Коксуйского хребта (Западный Тянь-Шань). Численность населения - около 5,0 тыс. человек, национальный состав: более 90% из них - этнические таджики. В поселке свободно говорят и по-узбекски, и по-русски, а кое-кто знает и иностранные языки.

Расстояние от Ташкента - 120 километров, дороги асфальтированные, автобусные. От города Газелкент, который расположен в 57 км от столицы Узбекистана, два пути подъезда:

- через плотину Чарвакского водохранилища,

- через перевал Меловой и зону отдыха Чимган.

В Бричмуллу ходят рейсовые автобусы (в основном противные и вонючие ЛИАЗы и ПАЗики), но лучше всего добираться собственным транспортом. Связь с Ташкентом и другими регионами - телефонная, через коммутатор в Газалкенте. Интернет отсутствует. Местами есть связь по мобильным телефонам. Телевидение: антенны ловят две программы - узбекский канал и российский "ОРТ".

В советские времена здесь был завод по добыче редких земельных ископаемых, который из-за экологической опасности был закрыт. Но до сих пор Госкомприроды и Узгидромет ведут наблюдение за состоянием радиоактивного фона и выхода из скальных пород химически опасных веществ. Потом завод перепрофилировали на обработку алмазов, которые доставляли из Якутии. Но и он приказал долго жить: Кстати, в Бричмулле до сих пор сохранились специалисты по огранке алмазов, чья квалификация отмечалась на многих зарубежных выставках.

В настоящее время в поселке испытывается дефицит рабочих мест. Население летом собирает лекарственные растения, плоды с горных деревьев, развито национальное ремесло и фольклор. Туризм получил развитие с 60-х годов, когда были построены туристические базы (одна из них - "Олтин омбри"- "Самородок" действует и поныне). Но те, кто не сумел получить путевки, не расстраивался и "дикарем" приезжал сюда. Местные жители никому не отказывали в приюте и пище.

Строительство Чарвакского водохранилища в районе Чаткала привело к затоплению многих поселков, но Бричмуллу это мало коснулось. Правда, под водой оказалось несколько зон отдыха, бытовых и промышленных зданий, кладбище. Говорят, до сих пор, когда воды отходят в связи со спуском воды на полив хлопковых плантаций, из глины "выползают" кости и черепа, которым много сотен лет. Иногда остаются и предметы, представляющие археологическую ценность: древние монеты, стрелы, оружие, керамика и многое другое. Среди бричмуллинцев есть немало и тех, кто увлекается "черной археологией". Они прекрасно разбираются в находках, могут сразу установить, что за изделие, где и когда было произведено, ценность. Но поскольку здесь попахивает нарушением законодательства, то туристам не советую увлекаться этим направлением - на таможне возникнут проблемы, милиция врубиться в дело.

Кстати, расскажу этимологию слова "Чарвак". Согласно суфийской традиции, каждый ишан (так именовали шейхов) имел достающуюся ему по наследству территорию (это могло быть селение, горные или равнинные сельскохозяйственные угодья), где он вербовал своих духовных последователей. Она называлась "Чарвак" или "Богу Чорвок". В этот термин вкладывался следующий смысл: "усадьба, которая кормила ишана", где он, подобно садовнику, ухаживал за развитием своих учеников, убирая лишние, вредные ветки, стимулируя полезные. Именно поэтому водохранилище получило название "Чарвакским", поскольку считалась территорией, которая когда-то "кормила" потомков шейха Умара Вали Богустани.

Ну, раз сказал "А", скажу и "Б". Чаткал - это "неровная местность, высокий перевал", "каменистая возвышенность, изрезанная многочисленными глубокими ущельями". Образовано из казахского "шаткал" - "береза", то есть "долина реки, где много берез". Кыргызские топонимисты считают, что Чаткал означает "впадина между двух гор".

Говорят, что сотни лет назад эта местность была прибежищем для зороастрийцев - огнепоклонников. Преследовавшие их носители ислама не могли догнать на столь сложных участках, и поэтому долгие столетия регион был вдали от мусульманского мира. Раньше зороастрийцев относили к магам, кудесникам, чернокнижникам, и боялись их, утверждая, что сам дьявол покрывает злые дела огнепоклонников.

ИСТОРИЯ

На территории Бричмуллы в средние века сходились горные пути из Чача (Ташкента) в Семиречье, Фергану, долины Коксу, Чаткала. Как говорят археологи, в тот период Бричмуллу считали городом (правда, у него было иное чем сейчас название), который с трех сторон был защищен реками. Отвесные берега считались естественной и надежной фортификационной линией. Археолог и историк Сервер Аширов отмечает: "с восточной стороны город прикрывала оборонительная стена, сохранившаяся в виде вала длиною в 550 м и высотою до 2,5 м. Общая площадь городища - около 16 га" (здесь и далее приводятся данные из книги В.Цоя и С.Аширова "Западный Тянь-Шань: путешествие к истокам (путеводитель-справочник)", Ташкент, 2004).

Оказывается, вплоть до ХХ века у Бричмуллы существовала переправа через реку Чаткал. В юго-западной части городища была отмечена небольшая, незаметная тропинка, ведущая к берегу. Здесь в скале жители пробили туннель, который позволял во время осады осуществлять спуск к воде и наполнять запасы питья. Дома горожан строились из пасхы (глина и сено) с добавлением камней, стены достигали толщины в полметра, а у тех зданий, которые служили для обороны, - полутора метров. Начало жизнедеятельности поселка археологами датируется VI веком нашей эры. Это пора могущества тюркского каганата, когда в предгорных и горных районах Чирчика стали возникать оседлые поселения и укрепленные замки. Бричмулла играла важную роль уже в период возникновения как крепость, охранявшая пути в горные, богатые различными металлами, районы. В IX-X веках поселение разрослось в город, обнесенный стеной. В его северной части располагалось особое укрепление с гарнизоном.

Основная масса горожан занималась рудокопством и обработкой металла. Ремесленники плавили и обрабатывали железо и медь. Археологи и геологи зафиксировали в горных районах Коксу и Чаткала древние выработки, связанные с добычей полиметаллических руд. Интенсивно добывались мышьяк, минеральные краски, серебряно-свинцовые руды. Для добычи железа использовали обогащенные гематитом гальки, собирая их в русле рек. Обнаружены печи с мехами для принудительной подачи воздуха при плавке железа.

Некоторые археологи задавались вопросом, что за город располагался на месте нынешней Бричмуллы? Существует версия, что это Ардланкент, единственный из упомянутых в Х веке городов долины Чаткала, между тем основные археологические материалы городища относятся к XI-XII векам. Но есть противники этой версии, утверждавшие, что Ардланкент - это город Кульбескан, расположенный в устье реки Аксу, площадью в 8 га.

Как бы там ни было, город опустел к XII веку, в конце XIV-XVI веков он опять возрождается, однако периодически угасал и расцветал до XVIII века. После этого его окончательно забросили, и лишь затем несколько выше от него было заложено новое поселение - Бричмулла (Бурч - башня, угол, возможно, от названия строения, находившегося в между гор). Впоследствии произошло расселение части жителей по правобережью Коксу - в поселок Яккатут.

Да, в окрестностях Бричмуллы в XVIII-XIX веках добывали золото. Механизм его был прост: натягивали шерстяные ковры, сверху засыпали песок и заливали водой, которая уносила песчинки, а золотые чешуйки застревали в ворсе ковра. Четыре человека за один день добывали 10-30 золотника (это 42,7-128,1 грамм). В 1860 году здесь наладили производство чугуна.

ЛЕГЕНДА

Существует другая версия названия поселка. "Бричмулла" переводится некоторыми экспертами как "Долг священника". В связи с этим бричмуллинцы поведали мне легенду. Когда-то в этом поселке жили люди, которые погрязли в коррупции, обмане, предательстве, воровстве, они не любили трудиться и жили только в свое удовольствие, не постигая духовных ценностей. И поэтому Бричмуллу не оставляли в покое различные несчастья - разрушительные землетрясения, оползни, сель, приносившие гибель всем живым и менявшим рельеф местности, эпидемии, от которых умирали как люди, так и животные, а также заглядывали с кровожадными целями иноземные захватчики. Жители не знали, как избавиться от напасти. Однажды к ним явился мулла - священник. Он сказал: "Вы прогневали бога, потому что не следуете заветам пророка. Вы думаете о желудке, но не о душе. Вы обманываете бедных и ничего не даете страждущим. Но я вам помогу. Вы должны изменить свой образ жизни, а я попрошу Аллаха простить вас".

Жители согласились. И тогда мулла стал молиться, просить Всевышнего сжалиться над людьми и принести на эту землю долгожданный мир и спокойствие. Он так старался, так отчаянно умолял Бога, что тот, услышав его с заоблачных высот, согласился:

- Раз об этом меня так упорно просит священнослужитель, то я не могу отказать, пойду навстречу желаниям своих земных рабов, - и он прекратил насылать на землю разрушительные силы. С тех пор в Бричмулле наступило благоденствие. Жители стали благодарить муллу, а тот ответил: "Не благодарите меня - это мой долг". В память о нем люди прозвали свой поселок как "Долг священника". Иногда, правда, бричмуллинцы нарушают свой обет, и происходят землетрясения и оползни - это намек, что Аллах все видит и все знает. И что жители должны помнить, как за них просил мулла.